ГлавнаяМой профильРегистрацияВходВыход

Меню

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
                                           Невинные фантазии или?...

Жизнь любого малыша наполнена фантазиями и выдумками. Они – ее неотъемлемая часть. Это одна из основных особенностей дошколят. Они видят окружающую реальность другими глазами, а их ложь непреднамеренна.

Так продолжается примерно до 4 – х лет, до момента, когда ребенок начинает спрашивать себя, за что его наказали и как этого можно избежать. И тогда он интуитивно начинает искать способы обхода различных неприятностей вроде выговоров и наказаний.

Дети, в силу возрастных особенностей не обременены моральными представлениями, обычно выбирают средства доступные и дающие возможность быстрого достижения желаемого. Пример этому – детская драчливость и ложь. Зачем ждать, когда соседский малыш наиграется великолепной машинкой, когда можно «дать в лоб» и наслаждаться понравившейся игрушкой?.. Зачем мучиться от искушения, когда можно съесть конфеты, а фантики засунуть в карман младшему  брату?

Но часто все не так просто, и причины детской лживости могут крыться гораздо глубже. Рассмотрим выше приведенный пример. В ситуации с конфетами ребенок «убивает двух зайцев». Во – первых, получает внеплановое лакомство, а во – вторых мстит брату за любовь и ласку, которую он, возможно, недополучает от вас. Задумайтесь, виноват ли ребенок в том, что вы, повсеместно насаждая запреты, оставили сладкое на столе, тем самым спровоцировав его (как известно, воля ребенка далеко не настолько сильна, чтобы отказаться от чего – то привлекательного или вкусного при подходящих обстоятельствах)? Что же касается отношений с братом, то вспомните, часто ли вы сравниваете ваших детей в разговорах с ними, нахваливая то одного, то другого, тем самым, опять же, провоцируя их на ревность?

Размышления над истинными мотивами поведения ребенка дадут вам возможность проникнуть в сокровенные уголки души вашего малыша, так как его фантазии – это то, чего ему не хватает, своеобразный намек вам для превращения нереального в реальное.

Еще одна из возможных причин лживости ребенка – ваши завышенные требования к нему, часто не соответствующие его реальным возможностям и желаниям. И именно из любви к вам, не желая вас огорчать и, естественно, пытаясь оградить себя от ваших нравоучений, ребенок и начинает придумывать «вежливую» ложь. Обычно оправдания в своей невиновности заключаются в обвинении кого – либо, причем часто этот кто – то другой у вас не вызвал никогда симпатии, и ребенок об этом прекрасно знал.

Что же является основной движущей силой  в данной ситуации? Страх! Страх потерять вашу любовь, ваше расположение, страх быть наказанным, униженным. И если сейчас, в 4 – 5 лет, ребенок еще не осознает до конца, что он делает, то дальше, в школе, ситуация двойной морали станет типичной для него. Приученный ко лжи, он вряд ли сделает нравственный выбор.

Часто мы, взрослые, собственным примером показываем, как можно избежать неприятностей: просим  малыша сказать по телефону, что нас нет дома, рассказываем небылицы в гостях и т.д. что можно сказать в оправдание? Жизнь неоднозначна. Вас может порадовать то, что согласно исследованиям, тоньше и изворотливей лгут малыши с высокими интеллектуальными способностями.

Главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что причина лживости вашего малыша часто кроется в особенностях ваших семейных взаимоотношений.

Что делать родителям?

1.     Проанализировать возможные причины и мотивы поведения ребенка.

2.     Подумать, какова доля вашей вины.

3.     Взглянуть на ваши взаимоотношения со стороны.

4.     Определить реальный уровень возможностей вашего малыша и исходить из них.

5.     Если вы уличили малыша во лжи, действуйте опосредованно, через сказку, рассказ и т.д. Сказка лучше поможет ребенку понять последствия, чем ваши пресные наставления.

6.     Постоянно поддерживать в ребенке чувство собственного достоинства, так как человек, считающий себя Личностью, не опустится до низких поступков

Подобрала материал: Педагог-психолог Куликова Н.В.

Источник: Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога»



Наш любимый "Родничок"