ГлавнаяМой профильРегистрацияВходВыход

Меню

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

СКАЗКОТЕРАПИЯ
 В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими ( Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями. Русские народные сказки, несут в себе активизирующее воздействие - как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность. Поэтому не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции: · лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности; · активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. · при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок; · при пересказе, драматизации — становление речевой культуры; · развиваются основные языковые функции -экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу); · развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса). 2. Использование сказкотерапии в обучении дошкольников с нарушениями речи. Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует такие цели. • Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка. • Совершенствование лексико-грамматических средств языка. • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. • Развитие диалогической и монологической речи. • Эффективность игровой мотивации детской речи. • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. • Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом. • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка. • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору. Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает: - активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии; - самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении; - творчество — от подражания взрослому в действиии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний; - эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове; - произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков; - связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах. 3.Этапы коррекционной работы Можно выделить три этапа работы с дошкольниками с применением сказкотерапии. Рассмотрим эти этапы. I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод - словесная режиссерская игра.) ЦЕЛИ: - Догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев, о природных явлений. - Выразительно интонировать голоса героев сказки. - Для развития артикуляционного аппарата использовать вукоподражательные слова, голоса животных. - Знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов,с мысловых оттенков слов. Обращать внимание детей на содержательную сторону слова. Использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого. К режиссерским играм относятся настольный теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа. II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.) ЦЕЛИ: - Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию. Воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение. - Совместно составлять словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки нужно учить отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные суждения, анализировать и замечать неточности, ошибки. III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию. Именно драматизация сказок способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Это — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

Наш любимый "Родничок"